Биография:Мэтью Миллер родился 30 июня 1979 года в Пенсильвании, откуда вскоре переехал с родителями в Беркли, Калифорния, затем — в Уайт Плейнз (White Plains), штат Нью-Йорк. Именно с этим городом связаны его первые детские воспоминания, воплотившиеся позднее в тексте одной из будущих песен — WP с альбома Youth. Мэтью рос во вполне светской еврейской семье, получая либеральное воспитание в традициях реконструктивистского иудаизма. Его родители были социальными работниками — отец занимался проблемами бездомных, мать работала в школе. В скором времени к родительской опеке прибавился контроль со стороны педагогов еврейской школы «Бет ам-Шалом», против которого Мэтью отчаянно бунтовал, несмотря на то, что учился только три дня в неделю. К моменту празднования бар-мицвы, которое с шумом прошло в итальянском ресторане, положение юного Мэтью в школе стало шатким — из-за своего скверного поведения он уже несколько раз оказывался на грани отчисления. В свои 14 лет он отращивал дреды, отлично играл на барабанах и бонго, ловко имитировал ударные инструменты и тянулся в школьном окружении к таким же бунтарям, как и он сам. Тогда же на почве общих музыкальных интересов будущий «регги-хасид» сблизился с хиппи, однако творческие увлечения не были единственным способом самовыражения Мэтью, по-прежнему одолеваемого хулиганскими страстями. Чтобы как-то утихомирить сорванца, родители «сослали» его в лагерь в безлюдной местности штата Колорадо, где наблюдая за красотой Скалистых гор, тот смог бы спокойно обдумать свои поступки. Казалось, что этот поход, а также последующая поездка в Израиль с трёхмесячным курсом обучения в Alexander Muss High School в городе Од ха-Шарон и несколько каникулярных недель на берегах Мёртвого моря помогли ему разобраться в себе и понять, на что лучше направить избыток сил.
Однако, вернувшись обратно в США, Мэтью, вопреки ожиданиям, продолжил прежний образ жизни, усугубив ситуацию тем, что начал принимать галлюциногены. Однажды он едва не сжёг школьный кабинет химии, после чего решил бросить школу и отправиться путешествовать, сопровождая группу Phish в турне по стране. С трудом, но родителям всё-таки удалось убедить его продолжить образование. Они отправили сына в Бенд, штат Орегон, где в специальной реабилитационной школе, расположенной в пустынной местности, он вместе с другими трудными подростками учился и параллельно развивал свои творческие способности в течение двух лет. Он с головой погрузился в музыкальные занятия, упражняясь в чтении рэпа, вокальном искусстве и битбоксинге — голосовой имитации инструментов, получал артистическую подготовку. Курс «музыкальной психотерапии» не прошёл даром. Мэтью вернулся к нормальной жизни — он купил мотоцикл, устроился работать на горнолыжной базе, где имел возможность вдоволь кататься на сноуборде и участвовать в соревнованиях рэперов в местном кафе. Здесь он успел приобрести некоторую известность, выступая под сценическим псевдонимом MC Truth. Фактически именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав регги и хип-хопа, который через несколько лет превратит его в самого знаменитого хасида. Продолжив образование в нью-йоркском колледже «Новая школа социальных исследований» (New School for Social Research), он зачастил в синагогу «Карлебах Шул» (Carlebach Shul). Не забывал Мэтью и о музыке — в Нью-Йорке им была приобретены: специальная аудиосистема для выступлений (PA system) и первые пластинки с записями инструментальных версий песен регги для будущей коллекции. В парке Вашингтон-Сквер он случайно познакомился с раввином Довом Йона Корном, который с пониманием отнёсся к его исканиям и приобщил к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях молодой исполнитель ощутил огромный духовный потенциал. Именно тогда Мэтью выбрал в качестве нового сценического псевдонима еврейский вариант своего имени, бывший к тому же его школьным прозвищем, — Матисьяху, что в переводе с иврита означает «Дар Бога», хотя позже выяснилось, что при обрезании ему было дано имя на идише — Файвиш-Гершл. Подросток, не признававший над собой никаких авторитетов, в конце концов нашёл духовную опору в хасидизме. Своей религиозностью и поддержкой в музыкальной карьере он обязан общине, принадлежащей к движению Хабад Любавич. Религиозное образование получил в рамках девятимесячного обучения в местной иешиве «Хадар-Хатора» (Hadar Hatorah, буквально - «великолепие Торы»), созданной специально для баалей-тшува (евреев, вернувшихся на путь Торы и заповедей). В лоне хабадского течения иудаизма Матисьяху оставался вплоть до осени 2007, после чего примкнул к другой хасидской группе — Карлинер-Штолинер, известной несколько необычной экспрессивной манерой произнесения молитв. Он ведёт еврейский образ жизни, никогда не работает по субботам и верит в святость каждого прикосновения, поэтому избегает любого контакта с женщинами, даже обычных рукопожатий. Зато практически в каждой гастроли певца сопровождает его верная жена Тали. Тали и Мэтью являются счастливыми родителями двоих детей. В перерывах между гастрольными турами семейство проживает в Нью-Йорке в районе Крaун-Хайтс (Crown Heights), Бруклин. Гитарист Аарон Дуган (Aaron Dugan), басист Джош Вернер (Josh Werner), барабанщик Джона Дэвид (Jonah David) — эта группа поддержки помогла Матисьяху разобраться с его наработками и подготовить дебютный альбома под названием «Shake Off the Dust… Arise» (2004). Воспринимавшийся не столько как достойное внимания музыкальное явление, сколько как очередная диковинка, рассчитанная на однодневный успех, Матисьяху не сразу нашёл своего слушателя. Поддержка и уважение со стороны самой разной публики, которое порой удивляло даже его самого, появились довольно быстро, но для того чтобы хоть как-то «отметиться» в чартах, этого было слишком мало. Во время живых выступлений появление на сцене почти двухметровой фигуры музыканта с пейсами из-под ермолки, всклокоченной бородой и свисающими по швам ритуальными пучками нитей — цицит, повергало в шок даже самых искушённых зрителей. Помимо необычного внешнего вида и общего экзальтированного настроения, царящего на концертах Матисьяху, отход от формата проявился также в текстах песен — од во славу иудаизма, звучащих на причудливой смеси английского, иногда с имитацией ямайского произношения, идиша и иврита. Между тем критики сразу разобрались, что к чему, и единодушно отмечали глубокое понимание и отличное исполнение регги, интересные семплы, заимствованные из старых классических регги-записей, искренность и интенсивную эмоциональность песен. Но настоящая известность пришла к певцу после его интервью популярному американскому телеведущему Дэвиду Леттерману (David Letterman). С лёгкой руки другого шоумена, Джимми Киммеля (Jimmy Kimmel), стиль Матисьяху получил название hasidic hip-hop reggae. Концертная деятельность Матисьяху и компании охватывала на первых порах только территорию Соединённых Штатов, но его харизма, открытость со слушателями, необычный имидж сделали свое дело. Шоу, сыгранное командой в Остине, штат Техас, 19 февраля 2005 года, легло в основу успешного концертного альбома «Live at Stubb’s» (2005). В Америке в течение только первого года объёмы продаж релиза превысили 500 тысяч копий, главным образом благодаря активной ротации на радио хит-сингла «King Without а Crown». |